Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Блокада Ленинграда была одной из самых чудовищных гуманитарных и урбанистических катастроф XX века, чей последующий образ на протяжении десятилетий формировался с помощью различных «посредников памяти», в том числе таких как историческое кино. Лекция Алексея Павловского, исследователя памяти о блокаде Ленинграда, заинтересует не только тех, кого волнует, как менялись репрезентации блокады в советском и российском художественном кинематографе – от забытого шедевра «Город в кольце» (1942) Г. Козинцева и Л. Трауберга до скандального «Праздника» (2019) А. Красовского, но и кому важнее знать, как менялось то, что оставалось «невидимым». Другими словами, как менялось «кино воображаемое» высказанное, но не снятое?
Изучать «воображаемое кино» о пережитой травме – значит анализировать то, что находится внутри коллективной/культурной памяти и одновременно вытеснено из нее. С этической точки зрения историка – это давать нереализованному право на голос. «Воображаемое кино» – это сценарии, которые были написаны, но из-за разных обстоятельств никогда не стали фильмами. Это палимпсест литературного первоисточника и киноадаптации, кардинальная разница между которыми открывает то, что предполагалось быть «скрытым». Но, прежде всего, «воображаемое кино» – это те смыслы, которые каждый зритель, будь то свидетель или не-свидетель ленинградской катастрофы, присваивали и присваивают увиденному на киноэкране.
Как цензура меняет смыслы кинопроизведения и что происходит с фильмом, когда он возвращает «ампутированные» части и теряет «навязанные»? Как кино служит «спусковым крючком памяти» для переживших катастрофу? В чем заключался глубокий разрыв (и не менее глубокий консенсус) между репрезентациями блокады, желанием «коллективных авторов» фильмов и памятью зрителей в советское время? Все эти и другие вопросы, в конце концов, должны подвести слушателей к открытому вопросу о настоящем: как современное кино определяет «будущее памяти» о блокаде Ленинграда и что современное поколение постпамяти видит за образами события, в котором оно, к счастью, никогда не участвовало? Обо всем этом узнаем или сможем поразмышлять на лекции Алексея Павловского.